|
Эмоционально-образная
педагогика
Кого учить,
чему учить, как и когда учить? Всякого ли можно научить? Как организовать
эффективное самообучение? Как сделать процесс обучения интересным и
даже увлекательным? Обучению "все возрасты покорны"? К этим вечным вопросам
вновь и вновь возвращаются в течение всей истории педагогики. Каждый из
преподавателей, основываясь на личном опыте, по-своему отвечает на эти
вопросы. Иногда эти ответы бывают совершенно неожиданными, даже невероятными.
Таковы некоторые ответы ВЛАДИМИРА ВИКТОРОВИЧА КИРЮШИНА - автора эмоционально-образной
педагогики, с которым беседует наш корреспондент доцент И. В. ЧЕПУРА.
В. В. Кирюшин
- педагог-музыкант по образованию. Он окончил институтам. Гнесиных в 1963
году и аспирантуру в 1965 году. Более 35 лет преподавал в самых различных
учебных заведениях: от института Гнесиных до детского сада и даже групп
новорожденных (!). За эти годы он обучил более четырех с половиной тысяч
учеников, а его семинары по всей стране прослушало около 8 тысяч педаго-гов.
- Владимир
Викторович, мне приходилось слышать мнение, что из ЛЮБОГО, самого, казалось
бы, обделенного музыкальными (и даже ОБЩИМИ) способностями ребенка Вы сможете
сделать "сверходаренного", и тот поступит в Центральную музыкальную школу
при консерватории или в десятилетку имени Гнесиных. Так ли это? С каким
контингентом детей Вам приходилось работать?
- Мой опыт
привел меня к выво-ду, что результат обучения зависит не столько от одаренности,
сколь-ко от методики обучения. За три-дцать лет я встретил очень мало
по-настоящему
способных детей (да и взрослых) - лишь пять человек из 4,5 тысяч. А ведь
мне приходилось обучать детей всех возрастов, среди которых было много
детей высших руководителей страны, профессоров, академиков, выдающихся
представителей культуры. И каждому ученику, а не толь-ко этим пятерым за
год, полтора я смог развить абсолютный слух, технологическое, образное
мышление, эмоции. И эти обыкновен-ные дети смогли поступить в учеб-ные
заведения "для особо одаренных". Причем абсолютный слух удавалось развить
даже у таких детей и взрослых, про которых говорят, что им "медведь на
ухо наступил".
- В
чем суть Вашей системы обучения? Возможно ли ее перенесение на технические
и физи-ко-математические дисциплины?
- Музыка имеет
два языка: технологический и эмоционально-образный. Один воздействует на
разум, другой - на чувства. Технологический язык музыки - как и любой вербальный
язык (язык, связанный с понятиями, выраженными словами), может быть "свернут"
в определенные формулы-блоки. Их алгоритмы я разрабатывал около двадцати
лет. Эти формулы-блоки имеют вид специальных мелодий или ритмических структур.
Чтобы облегчить и ускорить усвоение технологического языка, была сформирована
система образов - эмоционально-образный язык. На основе этой системы образов
создана "Библиотека музыкального мифа" в виде 62 книг-сказок в стихах и
в прозе с цветными иллюстрациями и звукозаписями. Интересно, что образы
были рождены четырьмя с половиной тысячами моих учеников, т. е. являются
продуктом коллективного творчества. Причем оказалось, что каждое средство
музыкальной выразительности рождает у различных детей примерно одинаковые
эмоциональные характеристики, переводимые потом в конкретные образы. Из
этих образов можно создавать игрушки, рисунки, сказки-мифы, спектакли,
художественные компьютерные программы и даже обучающую обувь и одежду.
Вместо обычного нудного урока обучаемые участвуют в интересном спектакле,
смотрят специальный мультфильм, рисуют, лепят или создают фантастические
произведения. Учитель из урокодателя, пересказывающего учебник, превращается
в создателя и постановщика ежедневных уроков-спектаклей. Такую же работу
можно проделать и при обучении другим предметам, а не только музыке.
- Сколько
учеников должно быть в группе? Что делать с отстающими?
- Отстающих
практически не бывает при этом методе обучения. Во-первых, потому что занятия
становятся увлекательными. Во-вторых, потому, что эмоционально-образная
педагогика рассчитана на первоначальное восприятие информации через правое
полушарие.А деятельность этого полушария даже у людей со значительными
отклонениями менее затрагивается болезнью чем правое полушарие мозга.Вот
потому-то педагог обращающийся только к логике только через слово
терпит в этом случае неудачу.Такого не может быть при эмоционально-образном
подходе.Здесь ни способности ни даже возраст не помеха.В одной группе могут
находится дети трех и двенадцати лет.Лишь бы к занятиям они приступали
одновременно. При эмоционально-образном обучении группы могут оставаться
большими: не менее 25 человек. Именно в таких группах учащиеся чувствуют
себя наиболее раскованно.
- Насколько
ускоряется изучение материала при Вашем методе обучения?
- Курс предмета
"Сольфеджио" в нашей стране осваивают за 19 лет! При индивидуальных занятиях
по эмоционально-образному методу (уроки два раза в неделю) удавалось осваивать
этот курс за три-четыре года. Сейчас "создано пособие в виде аудиокассет
для самообучения, которое позволяет освоить программу 19 лет за полгода-год.
Причем в моей практике были случаи, когда это делали обычные, очень средние
взрослые, не имевшие музыкального образования.
- Как
реагируют выдающиеся деятели науки и культуры, органы народного образования
на Ваш метод?
- Многие из
тех, кто познакомился с системой моего обучения, дали о ней хорошие отзывы.
Письма в ее поддержку в адрес министерства культуры и просвещения писали
многие. Под ними, в частности, подписи академиков Александрова, Велихова,
Мигдала, Колмогорова, Дубинина, Амосова, таких известных деятелей культуры,
как Айтматов, Бондарчук, Пахмутова, Ульянов, Царев, Долуханова, Рождественский,
Минин, Нестеренко, Райкин, Никулин и другие. Но... чиновники оказались
сильнее, и до сих пор школа, за которую я ратовал, так и не создана.
- Каковы
ваши дальнейшие планы?
- Занимаюсь
созданием Центра эмоционально-образной педагогики, где должна проводиться
работа над сказками, в основе которых лежат знания по физике, химии, иностранным
языкам, основам менеджмента и т. д.
- Вы
хотите переложить вузовский материал на детский уровень? Это же потрясающе!
Не обратили ли на Ваши работы внимание за рубежом?
- Обратили.
В США, Германии, Японии. Но прежде надо запатентовать способ обучения.
Заявка на приоритет в США уже послана.
-Где
можно приобрести Ваши пособия для самообучения?
- Как раз
сейчас проводится подписка на музыкальные мифы-сказки, грампластинки и
нотные пособия по этому методу. Подписаться можно в Библиотеке иностранной
литературы, Центральной детской библиотеке, в Правлении Всероссийского
музыкального об-щества. Справки по телефонам:
164-03-96
и 290-64-03. Однако желающие подписаться пусть поторопятся.
И. В.
ЧЕПУРА.
|